Мерчандайзинг – это понятие, характеризующее комплекс мероприятий маркетинга, нацеленных на продвижение товаров. Такие мероприятия организуют в пределах розничных торговых точек. С помощью мерчандайзинга повышается спрос на товары, акцентируется внимание на продвигаемом товаре.

Современные рыночные условия заставляют компании задумываться не только над ассортиментом, качеством и ценой товара, но и над формами его представления, над дизайном торгового зала. Доказано, что 2/3 покупок совершаются людьми стихийно, непосредственно в магазине. Поэтому проблема правильной организации торгового зала в настоящее время является весьма актуальной. Мерчандайзинг представляет собой систему мер, осуществляемых в торговом зале, которые направлены на создание у покупателей определенного эмоционального состояния, информационного обеспечения, а также нацелены на поддержание эстетического комфорта. Само понятие мерчандайзинг произошло от английского слова «merchandising», которое переводится как «представление товара». Знание мерчандайзинга повышает конкурентоспособность компании, способствует получению большей прибыли.

Мерчандайзинг сочетает в себе особенности дизайна торгового зала, использование специальных приемов при установке витрин, стеллажей, полок, оформлении стен, обеспечение свободного потока покупателей, управление логистикой и ассортиментом, использование различных рекламоносителей (POS-материалов) и прочее. При правильном применении компанией приемов мерчандайзинга она поднимается на ступень выше своих конкурентов, а покупатель получает удовольствие от посещения таких магазинов и приобретения товаров именно этой компании.

Мерчандайзинг – неотъемлемый элемент современного рынка, это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара или группы товаров без помощи продавца.

Грамотное создание дизайна торгового зала – это первый шаг к успешной деятельности магазина. К этому вопросу необходимо подойти очень серьезно, ведь от планировки помещения, его оформления, удобства обозрения товаров, их выкладки зависит прибыль компании. Большинство людей принимают окончательное решение о покупке именно в торговом зале, даже если приобретение этого товара было заранее запланировано.

Мерчандайзинг фактически является маркетингом, который имеет отношение именно к розничной торговой точке. При осуществлении мерчандайзинга разрабатываются и реализуются способы и техники, направленные на улучшение продвижения товаров. В мерчандайзинге многое имеет значение: маршруты движения потребителей по магазину, расположение групп товаров в торговом зале, расположение товара на полках.

Мерчандайзинг выполняет ряд функций:

–  привлекает посетителей магазина ктоварам;

– способствует успешным продажам товаров;

– позволяет закрепить отличительные особенности торговых марок в сознании потребителей;

– содействует нахождению и выбору нужных товаров;

– помогает выделить спецпредложения и новые товары;

– помогает потребителям получить необходимую информацию;

– обеспечивает такое поведение потребителей, которое приводит к росту продаж;

– способствует созданию конкурентного преимущества как магазина, так и определенных торговых марок;

– создает удобство во взаимодействиях покупателей и торгового персонала;

– с помощью мерчандайзинга производится рациональная выкладка товаров, а также рекламных материалов.