Зонирование магазина – это выделение зон продаж и определение расположения торгового оборудования в зонах для того, чтобы товар был представлен наиболее выгодно для покупателя и помогал бы ему быстро и удобно выбирать и осуществлять покупку. Правильное зонирование торгового пространства является залогом того, что посетитель магазина станет покупателем. Чтобы обеспечить эффективное зонирование, необходимо распределить места для различных товарных категорий с целью получения максимальной экономической эффективности. Стратегической целью современной системы зонирования является обеспечение постоянного соответствия товарно-сервисного предложения ожиданиям неоднородных потребительских сегментов.
Торговый зал магазина – это специально оборудованная основная часть помещения магазина, предназначенная для выкладки товара и обслуживания покупателей. На первый взгляд – простое определение, но это зона магазина, которой уделяется основное внимание. В торговом зале представляется товар, его посещают покупатели, и именно здесь происходит самое важное для магазина действие – ПРОДАЖА. От того, как представлен торговый зал, как расставлено оборудование и товар, зависит, как будет чувствовать себя в нем покупатель.
Каковы основные принципы зонирования торговых залов?
Во-первых, зал нужно разбить на логические части: торговую, прикассовую, примерочную и другие, в зависимости от специфики магазина.
Во-вторых, эти зоны должны быть логичными и удобными покупателю. Товарные зоны можно выделять по принадлежности товара к одной товарной категории, например, обувь, одежда, пылесосы и т. д.
Другой принцип зонирования – подбор в рамках одной зоны товаров из разных групп, удовлетворяющих одну и ту же потребность определенной целевой аудитории покупателей. Например, товары для детей, товары для будущих мам, товары для фотографии, товары для кухни. В торговом зале очень важно правильно сгруппировать по зонам товары, объединенные общностью спроса и применения, так как зоны помогают направить потоки покупателей в нужном направлении. В результате нужный товар становится легче найти, а импульсный сам попадается на глаза. Покупателю становится интересно следовать от одной зоны к другой, он четко понимает, что предлагает магазин, и при повторном посещении ориентируется гораздо легче.
Зонирование обеспечивает прохождение в удаленные участки зала и более эффективное использование торговой площади магазина.