Расположение товарных категорий на стеллажах, витринах, паллетах, подиумах производится в соответствии с планограммами магазинов.
Основным принципом размещения товара является удобство для ориентирования и хорошая просматриваемость, ведь покупателю необходимо легко ориентироваться и без труда находить тот или иной товар. Для этого, в первую очередь, определяют основные пути следования покупателей в магазине.
Движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров.
Причины того, что товар должен располагаться как можно раньше на пути движения покупателя следующие:
1. Корзина покупателя в начале его движения по магазину еще относительно пустая, и покупатель не тревожится о том, как бы не повредить какую-нибудь предыдущую покупку, положив на нее следующую тяжелую упаковку;
2. Покупка некоторых товаров является импульсной. Желание покупателя купить что-то незапланированное чаще всего возникает в начале движения покупателя по магазину;
3. Денежные средства покупателя, выделенные на покупки, ограничены. В начале движения по магазину он имеет всю сумму, предназначенную для покупок, и соответственно, легче тратит деньги.
4. В случае, когда товар расположен раньше по движению покупателя, чем товар конкурента, вероятность покупки товара именно у вас возрастает.
Для получения максимального результата приоритетный товар должен располагаться на уровне глаз и на уровне рук. Этим полкам в магазине необходимо уделять самое пристальное внимание, обеспечивая постоянное наличие на них товара. Наиболее удобными для покупателей местами выбора продукции являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Оптимальное количество товара должно обеспечиваться грамотной работой по управлению его запасами в магазине, торговая площадь не должна пустовать, и должно казаться, что товара много. Необходимо следовать важному правилу – торговая площадь предназначена для представления товара покупателям.
Выкладка – это способ представления товара, который помогает людям покупать товар. Правильная выкладка способствует увеличению продаж за счет такого расположения товара на полках и прилавках магазина, при котором:
– все товары хорошо видны на прилавке;
– представляют собой единую систему;
– каждый товар выложен в самом выгодном и привлекательном для покупателя виде;
– рекламные материалы и аксессуары дополнительно привлекают внимание и создают положительный эмоциональный настрой;
– покупателю легко осуществить покупки.
Важность этих факторов тем более очевидна, что 80 % решений о покупке конкретной торговой марки делается непосредственно у прилавка, человек решает, что ему купить, только когда видит товар.
Основные правила выкладки товаров в розничной торговой точке следующие:
1. Товары с высокой скоростью реализации (или в данный момент рекламируемые) должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары.
2. Рекламируемые товары должны находиться на видном месте. Товары импульсного спроса размещаются вокруг них и товаров с высоким уровнем спроса.
3. Товары повышенного спроса необходимо размещать равномерно по всей зоне выкладки.
4. Сопутствующие товары рекомендуется группировать. Неграмотное размещение товаров на полке, как по верти кали, так и по горизонтали, может стоить потери объема продаж. Наиболее удачными являются товарные полки, находящиеся на уровне глаз или на уровне руки покупателя.